Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет опыт исследований философии техники и методологии технического знания, раскрывающих особенности технических знаний и истории инженерно-технических дисциплин.
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.
Преподаватели
![]() |
Черникова Ирина Васильевна доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ |
|
![]() |
Чешев Владислав Васильевич доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ |
Формат
Курс включает:
-
тематические видеолекции;
-
тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса) и задания на взаимную оценку ;
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
В результате освоения курса аспирант должен:
Знать:
-
предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
-
уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
-
знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
-
ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
-
сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
-
использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
-
применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
-
информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
-
УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
-
УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки (общие проблемы философии науки)» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Коротаев Александр Григорьевич
- Преподаватель: Липовских Наталья Владимировна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Румянцева Екатерина Николаевна
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Хмелева Марина Григорьевна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
- Преподаватель: Чечихина Антонина Николаевна
- Преподаватель: Чешев Владислав Васильевич