Название курса: Общая психология. Часть 1.

Факультет, кафедра: факультет психологии, кафедра общей и педагогической психологии.

Направление: бакалавриат 37.03.01. Психология; специальность 37.05.01 Клиническая психология.

Учебный план: основная образовательная программа подготовки бакалавров и специалистов, очная форма обучения, 1 курс.

Дисциплина: Общая психология. Часть 1.

Количество часов: 144 (в т. ч. 44 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (24 часа – занятия лекционного типа, 20 часов – занятия семинарского типа), 64 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, 36 ч. - экзамен.)

Зачетные единицы:4

Форма контроля: экзамен, 1 семестр

 Аннотация:

Курс «Общая психология» входит в базовую часть ООП, является обязательным курсом для изучения. Поскольку курс включает в себя знакомство с теоретическим проблемами и направлениями современной психологической науки, как отечественной, так и зарубежной, а так же несет в себе базовые знания о закономерностях развития психологического познания, об основных методологических принципах психологической науки и тенденциях ее развития, стратегически он предшествует освоению всех других модулей, а не только тех из них, которые входят в базовый модуль. Поэтому модуль дислоцируется в первом семестре, предваряя переход к другим курсам, изучение которых необходимо для подготовки компетентного  психолога-бакалавра.

 

Задачи освоения дисциплины:

  • выработка у будущих бакалавров и специалистов понимания сущности психической формы отражения, природы и закономерностей психической деятельности человека;
  • приобретение навыков критического анализа литературных источников по специальности;
  • развитие психологического (профессионального) мышления в процессе постижения закономерностей движения психологического познания (последовательной смены идеалов рациональности)  и приобретения навыков выделения тенденций развития психологической науки;
  • овладение основными теоретическими моделями и понятийным аппаратом современной психологической науки;
  • первичное освоение технологий получения и верификации общепсихологических знаний (планирование, проведение и описание результатов наблюдения, корреляционного исследования и эксперимента).
  • выработка умений постановки и решения прикладных вопросов на основе полученных теоретических знаний.

 Наименование разделов и тем:

Раздел 1. Общее понятие о психологии, как науке

1.1 Психология как научная дисциплина.

1.2 Структура психологического знания и методы психологического исследования.

1.3 Координаты развития психологической науки. Факторы, определяющие развитие психологии.

1.4 Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии, психологические знания в античности. Психологические знания в Средневековье и Новое время.

Раздел 2. Методологические проблемы общей психологии

2.1 Методология и методы. Основные этапы психологического исследования.

2.2 Эволюция принципа детерминизма в процессе развития науки.

2.3 Проблема возникновения и развитие психики в фило- и антропогенезе.

2.4 Психика и мозг.

Раздел 3. Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки

3.1 Классическая психология сознания. Функциональная психология. Структурная психология. Ассоцианизм.

3.2 «Золотое десятилетие» - возникновение гештальтпсихологии, психоанализа, бихевиоризма.

3.3 Истоки культурно-исторической психологии. Деятельностная психология.

3.4 Гуманистическая психология. Экзистенциальная психология. Трансперсональная психология.

3.5 Позитивная психология. Системная антропопсихология.

 Ключевые слова: общая психология, направления психологии, принципы развития психологического знания.

Автор(ы) курса: Подойницина Мария Анатольевна, канд.психол.н, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии, 529-720, podojnicina@gmail.com.

Дата начала реализации: 1.09.2016.

Доступность: требуется обязательная регистрация студентов

Язык интерфейса: русский

URL:http://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=556

Сведенияо курсе Общая психология, ч. 1 (1).pdfСведенияо курсе Общая психология, ч. 1 (1).pdf