Магистерская программа направлена на формирование у магистров целостного знания о молодежи, способности и готовности к организации и проведению научных исследований в молодежной среде, научно-методическому обеспечению работы с молодежью, организационно-управленческой деятельности, внедрению современных методик и технологий социально-педагогической и психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи.

Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов для работы с молодёжью в различных сферах: труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации; решения комплексных задач по реализации молодёжной политики; взаимодействия с государственными и общественными структурами, молодёжными общественными объединениями.

Магистр по направлению подготовки должен быть готов к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

В области психолого-педагогического сопровождения общего, дополнительного и профессионального образования:

  • разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
  • организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
  • организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
  • организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды;
  • разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
  • организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
  • проведение экспертизы образовательной среды;
  • исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.

В области социально-педагогической деятельности в учреждениях органов по делам молодежи, в учреждениях системы государственной поддержи детей и молодежи осуществляется через решение таких задач:

  • профилактика негативных явлений в молодежной среде;
  • психолого-педагогическое сопровождение интеграции молодежи в общество;
  • психолого-педагогическая помощь подросткам и молодежи в разработке и реализации индивидуальных жизненных стратегий развития
  • организация систематической работы по психолого-педагогическому просвещению молодежи, в том числе молодых родителей;
  • организация и проведение реабилитационной и адаптационной деятельности с различными категориями молодежи, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • формирование социальных компетенций молодежи.

В области научно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

  • изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в молодежной сфере с целью определения проблем исследования;
  • разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, направленных на анализ, обобщение и распространение массового опыта образовательно-воспитательной работы с различными категориями молодежи; проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, государственной молодежной политики, социальной защиты;
  • выявление особенностей построения индивидуальных траекторий развития различных категорий молодежи, разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;
  • участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной среды жизнедеятельности молодежи;
  • разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет -технологий);
  • анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в области психолого-педагогической работы с молодежью;
  • экспертиза образовательных, социально-педагогических программ, проектов, психолого-педагогических технологий работы с молодежью с точки зрения их соответствия современным научным психолого-педагогическим подходам.

В области научно-методической деятельности:

  • организация работы по научно-методическому обеспечению психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи;
  • анализ организации воспитательно-образовательной работы с молодежью в образовательных учреждениях и общественных организациях, разработка рекомендаций по оптимизации данного процесса;
  • научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов органов и отделов по работе с молодежью, образовательных учреждений в области воспитательно-образовательной работы с молодежью;
  • анализ образовательной, досуговой, рекреационной, информационной молодежной среды;
  • разработка информационных и методических материалов по работе с молодежью;
  • проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.

   В области организационно-управленческой деятельности:

  • разработка перспективных моделей молодежной инфраструктуры;
  • использование психолого-педагогических знаний и технологий в профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов в молодежной среде;
  • разработка и внедрение эффективных организационных моделей деятельности учреждений органов по делам молодежи;
  • обеспечение условий для создания психологической комфортной среды в молодежных объединениях и организациях различного типа;
  • организация и осуществление современных подходов в работе с различными категориями молодежи, создание планов карьерного и профессионального роста молодежи;
  • организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в молодежной сфере;
  • разработка совместно с педагогами, специалистами сферы государственной молодежной политики стратегии и планов развития учреждений органов по делам молодежи, региональных молодежных программ.